ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

СИСТЕМЫ  ОБРАЗОВАНИЯ

В  УСЛОВИЯХ  МОДЕРНИЗАЦИИ

 

СЛАЙД 1 (с названием доклада)

Получившие свое развитие в Российской Федерации процессы модернизации экономики и социальных отраслей влекут за собой значительные изменения в системе образования, в схемах ее финансирования, в обеспечении полномочий региональных и муниципальных органов власти по предоставлению качественных образовательных  услуг  населению  и  реализации  социальных  мер                        поддержки отдельным категориям граждан.
           Проблемы, которые решает областная и районная система образования во многом определяются объективными причинами, возникшими даже не столько из-за экономических трудностей, сколько из-за негативной демографической ситуации. В течение последнего десятилетия она в максимальной степени затронула общеобразовательную школу и сейчас переходит в сферу профессионального образования, а вслед за этим – в реальную экономику. В целом по Воронежской области, а также и по Богучарскому району количество обучающихся сократилось на 30%.
           Все это привело к необходимости качественного обновления образования, в первую очередь потребовало пересмотреть политику в сфере общего образования.

С этой целью разработан и находится в стадии широкого общественного обсуждения «Закон об образовании в Российской Федерации».

Новшеств в Законе немало, прежде всего, меняется сама система образования.

Впервые за всю Российскую историю детский сад будет отнесен к образовательным учреждениям системы общего образования. А раньше считалось, что общее образование начинается со школы.

Новый федеральный закон будет комплексно регулировать отношения в сфере образования. В настоящий момент образование подразделяется на общее образование (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее), профессиональное образование (среднее профессиональное, высшее профессиональное), дополнительное образование  (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование) и профессиональное обучение,  обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование).  После вступления в силу нового закона установятся  новые уровни образования. Теперь дошкольное образование и начальное общее образование станут самостоятельными уровнями.
Также в законопроекте разделяется непосредственно дошкольное образование и сопровождающие его присмотр и уход за детьми, включая организацию их питания и режима дня. Новый  закон не допускает включение в расходы на присмотр и уход за ребенком в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, расходов на реализацию программы дошкольного образования. Это значит, что родительская плата должна направляться исключительно на обеспечение расходов по присмотру и уходу за ребенком, и не может превышать 20 процентов затрат, предусмотренных нормативами финансирования присмотра и ухода за детьми, а реализацию основных общеобразовательных  программ  дошкольного образования должно финансировать государство.

Да, на сегодня в дошкольных учреждениях остается низким и уровень заработной платы педагогов в детских садах, но новым Федеральным Законом «Об образовании в РФ» предусматривается повышение заработной платы и в дошкольных учреждениях.

Губернатор Воронежской области А.В.Гордеев знает ситуацию по дошкольному образованию и обеспокоен ею, в связи с чем дал поручение муниципальным районам просчитать увеличение заработной платы педагогическим работникам дошкольных учреждений на 10-30 %.

На территории Богучарского муниципального района в период 2010 -2011 учебного года  проживает 2117 детей в возрасте от 1года до 7лет, в городе – 1030 детей, в селе – 1087 детей.

(СЛАЙД 2 «Динамика»)

В районе функционируют 7  дошкольных образовательных учреждений,  реализующих программы дошкольного образования, из них 5 муниципальных дошкольных учреждений и  2 - Министерства обороны РФ.

(СЛАЙД 3 «дошкольные учреждения района»)

Все муниципальные дошкольные учреждения имеют лицензию на образовательную деятельность по реализации программ дошкольного образования. А ведомственные детские сады на сегодняшний день не пролицензированы, что является одной из серьезных проблем данных дошкольных учреждений.                     

Организованными формами дошкольного воспитания и образования в дошкольных образовательных учреждениях в целом  охвачено  889 детей: муниципальные ДОУ посещают 578 дошкольников и ДОУ военного городка -311 детей. Кроме того, на базе 10 муниципальных общеобразовательных учреждений и учреждения дополнительного образования (МОУ ДОД Богучарский Центр детского творчества) функционируют 11 групп предшкольной подготовки, которые посещают более 200  детей от 5,5 до 7 лет.

(СЛАЙД 4 - диаграмма круглая)

Всеми формами дошкольного образования в Богучарском муниципальном районе охвачено 1089 детей дошкольного возраста, что составляет 61% от общего количества детей в возрасте от 2 до 6,5 лет.

(СЛАЙД 5 – диаграмма в столбиках по годам)

В системе дошкольного образования Богучарского муниципального района работает 106 педагогов, из них  42 педагога с высшим образованием, 64 – со средним специальным.  Высшую квалификационную категорию имеют только 17 человек, I КК - 43 человека , 2 КК – 46 человек. Повышение уровня квалификации педагогов ДОУ осуществляется  через различные формы работы: курсы повышения квалификации, самообразование, аттестацию, районные методические объединения, семинары. Остается актуальной проблема «текучести» и дефицита профессиональных педагогических кадров в детских садах,  привлечения в дошкольные учреждения молодых специалистов.

Качественное дошкольное образование предусматривает высокие требования к уровню подготовки и квалификации кадров ДОУ. На сегодня 12 человек обучаются в учебных заведениях высшего профессионального образования, что недостаточно для нынешнего педсостава ДОУ. На повышение квалификационной категории подали заявление только 9 человек, но в свете современных требований к реализации программ дошкольного образования необходимо увеличение количества педагогов с высшей и I квалификационными категориями.

Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования  является расширение доступности в получении качественного дошкольного воспитания и образования. Важным шагом в обеспечении  приоритета является массовый охват детей дошкольным образованием. Главной проблемой для увеличения охвата детей является несоответствие количество мест в ДОУ и общего количества детей дошкольного возраста.

           Причинами «дефицита» мест в ДОУ являются как повышение рождаемости, так и возросшая потребность родителей в качественной подготовке ребенка к школе. Только 61% детей от двух до семи лет имеют реальную возможность развивать свои умственные способности, творческий потенциал, индивидуальные склонности и задатки в дошкольных образовательных и общеобразовательных  учреждениях.

По состоянию на 01.01.2011 года очередность в муниципальные детские сады составляла 270 детей, и несмотря на то, что в июне прошло комплектование муниципальных ДОУ детьми дошкольного возраста в количестве 120 детей, на 01.09.2011 года очередь в детские сады по-прежнему составляет 234 ребенка.

На сегодняшний день Богучарский муниципальный район включен в Областную целевую программу «Развитие дошкольного образования Воронежской области на 2012-2015 годы». Этой программой планируется  реконструкция второго здания Подколодновской школы под  детский сад на 25 мест  (2013 год, финансовые вложения - 25 млн. рублей),  строительство детского сада на 60 мест в селе Монастырщина (2014 год, финансовые вложения- 37 млн. рублей). Финансирование данных объектов будет осуществляться на условиях софинансирования областного и районного бюджетов.

Министерством обороны РФ и администрацией Богучарского муниципального района рассматривается вопрос о передаче в муниципальную собственность 3-х детских садов (всего 570 мест) и капитальный ремонт одного из них (детский сад «Теремок»), расположенных в военном городке на территории Богучарского городского поселения.   Увеличение процента охвата детского населения программами дошкольного образования позволит нам более качественно подготовить детей к обучению в начальной школе, укрепить их здоровье  и обеспечить более высокий уровень общего развития. 

Однако, социальный опрос граждан показал, что качеством дошкольного образования удовлетворено только 67% опрошенных, основные причины по которым они недовольны качеством дошкольного образования:

- недостаток мест в детских садах города и отсутствие детских садов в селе;

- имеет место равнодушие воспитателей к интересам детей;

- у детей нет достаточно полных знаний, и особенно таких,  которые бы давали представление о стране, городе, области.

 

Для улучшения качества  дошкольного образования и подготовки детей к обучению в школе,  в новом учебном году вводится в ДОУ Основная образовательная программа, которая разработана педагогическими коллективами в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

Выполнение ДОУ государственных требований к содержанию, уровню и качеству подготовки выпускников устанавливается в ходе диагностики готовности  к школьному обучению, уровня освоения образовательной программы дошкольного образования. В динамике учебных лет результаты диагностики психологической готовности к школьному обучению  имеют стабильный характер. В МДОУ района  ведется система мониторинга.  На современном этапе каждое  дошкольное образовательное учреждение  Богучарского муниципального района заняло свою индивидуальную нишу в образовательном пространстве района, имеет свою привлекательность, оригинальность и необходимость.

      Проблемами и основными направлениями ближайшего развития дошкольного  образования в районе являются:

Основными направлениями деятельности станут:

 

  Система общего и дополнительного образования Богучарского муниципального района представляет собой 32 учреждения: 10 средних общеобразовательных школ, 19 основных общеобразовательных  школ (имеются 3 начальные общеобразовательные школы, являющиеся филиалами основных и средних общеобразовательных учреждений), 2 учреждения допобразования детей – Центр детского творчества и детско-юношеская спортивная школа. В районе также функционирует МОУ Богучарский межшкольный учебный комбинат № 1.

 Система общего образования района позволяет обеспечить обучающимся доступность образования, имеются высококвалифицированные кадры, но их недостаточно.     

Общее количество педагогических и руководящих работников системы    образования Богучарского муниципального района  составляет 618 человек.

Всего руководителей и заместителей руководителей муниципальных образовательных учреждений – 68 чел. 26,5% руководителей имеют стаж руководящей работы менее трех лет.

В образовательных учреждениях района работают 10 мужчин - руководителей, что составляет 16% от общего количества  руководящих кадров. Руководителей образовательных учреждений в возрасте 50-55 лет – 18 человек, что также составляет 26,5 %.

(СЛАЙД 6)

В образовательных учреждениях района работает 47 молодых специалистов, педагогических работников, имеющих стаж от 3 до 10 лет – 103 человека, от 10 до 25 лет – 301 человек, свыше 25 лет – 167 человек.

Из приведенных  цифр можно сделать вывод о наличии тенденции старения педагогических кадров образовательных учреждений и невозможности их восполнения при помощи молодых специалистов.  Низкий уровень заинтересованности молодых специалистов перспективами педагогической деятельности, удовлетворенности условиями труда и оплаты  приводил к тому, что педагогические коллективы испытывали и пока на сегодняшний день испытывают трудности в осуществлении задач обновления содержания образования, развития инновационных форм деятельности. Остро стоит вопрос о привлечении молодых специалистов к препода­вательской работе и закреплению профессиональных педагогических кадров в образовательных учреждениях.

(СЛАЙД 7)

Высшее педагогическое образование имеют 420 работников, среднее специальное – 140 человек, не имеют педагогического образования – 58 работников, но получают его в заочной форме обучения.

(СЛАЙД 8)

123 педагогических работника имеют высшую квалификационную категорию, 308 человек имеют первую квалификационную категорию, 95 работников имеют вторую квалификационную категорию, и у 92 работников нет категории, то есть 187 человек со II категорией и без категории, что составляет 30%  от общего количества педработников.

                В истекшем учебном году велась работа по повышению профессионального уровня  педагогических и руководящих  работников.    Повышение квалификации педагогов проходило через различные формы: семинары, курсы,  научно – практические конференции.

           В педагогическом корпусе Богучарского муниципального района наблюдается положительная динамика в стремлении педагогов повысить уровень своей квалификации. Существенными особенностями  повышения квалификации являются направленность на удовлетворение социальной потребности в непрерывном развитии кадрового потенциала, взаимосвязь курсового обучения и самообразования, построение обучения на основе изучения и учет профессиональных потребностей и познавательных интересов специалистов. Работники образования выстраивают собственную образовательную траекторию, направленную на саморазвитие с помощью информационно- коммуникационных технологий.

                В 2010-2011учебном году по плану ВОИПКиПРО  прошли курсы повышения квалификации 25 учителей, а на договорной основе 197 педагогов, из них 161 человек повысили свою квалификацию на курсах компьютерной грамотности. Как вы видите, 161 учитель из 197-ми повышали квалификацию в познаниях компьютера, а предметные курсы проходил только 61 человек, что составляет 11% от общего числа учителей.

                Качество знаний напрямую зависит от квалификации педагогов. Поэтому необходимо не стоять на месте, а постоянно повышать уровень мастерства и квалификации, в первую очередь, через проблемные курсы. В районе есть на это 396 тысяч рублей, и до конца 2011 года мы должны их разумно израсходовать.

                Что касается руководителей?

  То хочу отметить, что на сегодня школа выходит на полную самостоятельность. У директора учреждения значительно возрастает ответственность, директору необходимо самостоятельно принимать решения. Помимо этого, директор должен обладать талантом и знаниями менеджера, а это говорит о том, что назрела необходимость и остро стоит вопрос повышения квалификации руководящих кадров.

Да, продолжает оставаться низким социальный статус учителя, медленными темпами происходит обновление материально-технической базы учебных заведений. За период реализации Приоритетного национального проекта «Образование» с 2006 года материально-техническая и учебно-материальная базы учреждений образования обновились не более, чем на 25%, что не позволяет реализовать в полном объеме качественный уровень образования, соответствующий современным требованиям. А для выполнения практической части по химии, физике, биологии, физической культуре и другим предметам – и того меньше.

Все факторы влияют на то, что качество образования детей в нашем районе остается не достаточно высоким.

                Всего в 2010-2011 учебном году было аттестовано по итогам учебного года 3135 учащихся 2-11 классов, из них на «4» и «5» - 1346 учащихся (42,9%), что на 2% ниже, чем в прошлом году (44,9%), хотя процент успеваемости повысился.

Всего лишь 38 % школ района (а это только 11 школ из 29-ти) показывали положительную динамику уровня качества знаний учащихся по сравнению с прошлым учебным годом.

          Количество отличников составило лишь 7,4 % (233 человека).

Это говорит о том, что мы недостаточно занимаемся изучением и анализом способностей и возможностей наших учащихся.

Так, в муниципальном этапе Всероссийских олимпиад школьников в 2010-2011 учебном году приняли участие учащиеся всех школ района (369 детей, то есть 41 % от всех учеников старших классов). Не приняли участие обучающиеся Данцевской оош, Полтавской оош и Старотолучеевской оош. Причем  названные школы второй год не выставляют команду ни по одному предмету из 15 предлагаемых. Но, как вы поймете далее, высокий процент участия детей в олимпиадах не дал высокого результата.

Результаты олимпиады показали: из 369 участников 90 учащихся стали призерами муниципального этапа, но только 7% из них заняли 1-е места, это более 75% выполнения работы. Одно первое место по биологии, три – по технологии, два – по физкультуре. По точным наукам результаты низкие. Вторые места (от 65 до 75% выполнения) есть по географии, по литературе, по праву, по английскому языку, по биологии, по химии и по ОБЖ. А по основным предметам, таким как русский язык и математика, нет не только призовых мест, но и процент выполнения олимпиадных заданий крайне низкий.

Больше всех призеров – 35 -  у лицея, но первых мест нет, есть 6 вторых мест: по биологии, по химии, по литературе и физкультуре, а третьих мест - 29. У БСОШ №2 15 призеров: одно первое место по технологии, 5 вторых мест и 9 третьих.

У БСОШ №1 14 призеров: одно первое – по биологии, 5 вторых мест и 8 третьих. 5 призеров у Луговской сош: одно первое – по физкультуре, 3 вторых места и одно третье. 4 призера у Дьяченковской сош: одно первое – по технологии, три третьих. 4 призера у Твердохлебовской сош: одно второе – по биологии, 3 третьих. По одному призеру у Подколодновской сош, Радченской сош, Залиманской оош, Красногоровской оош, Купянской оош, Липчанской оош, Суходонецкой оош, Травкинской оош.

Недостаточной  в этом году была подготовка учащихся Монастырщинской сош: только три участника и результат не выше 40%. Прошлые годы их участие было более результативным. Радченская сош всегда славилась учениками по биологии, химии и немецкому языку, в этом году – только один  призер по биологии.

             Работа с одаренными детьми по подготовке их к олимпиадам в учреждениях района ведется неудовлетворительно, отбор по предметам не ведется. Именно по этой причине наш район на областные предметные олимпиады направил только 11 учащихся по 7 предметам из 15-ти.

(СЛАЙД 9)

Об этом говорит и случайное, хаотическое участие одного ребенка по нескольким предметам олимпиады, которое наблюдается не первый год.

Участие детей в олимпиадах по нескольким предметам не может быть результативным, так как нет целенаправленной качественной подготовки  ребенка с высоким уровнем развития для достижения им высокого результата в той области, которая ему наиболее интересна. Необходимо отбирать талантливых учеников на начальном этапе обучения и поэтапно готовить их к раскрытию своих творческих способностей на всех ступенях обучения, что позволит достигать результатов на предметных олимпиадах.

Администрации школ не контролируют и не анализируют  работу со способными и одаренными детьми на должном уровне, не стимулируют индивидуальную работу с такими учащимися.

То есть назрела серьезная необходимость обратить пристальное внимание на данную проблему, особенно в свете современных требований к качеству образования. А это значит, что программа «Одаренные дети» должна быть не только на уровне района, но на сегодня должна быть в каждой отдельно взятой школе.

           Если говорить о развитии способностей детей, индивидуальной работе с учащимися, подготовке их к выходу из школы, то хочу сказать, что и результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников свидетельствуют о недостаточности работы индивидуально с каждым ребенком.

        В 2011 году все общеобразовательные учреждения района продолжили апробацию независимой системы оценки качества образования в период государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов.

С каждым годом увеличивается количество предметов, сдаваемых в форме независимого оценивания, совершенствуется независимая оценка знаний учащихся 9 класса и приближается к технологии ЕГЭ. В этом учебном  году, как и в прошлом  проверка экзаменационных работ учащихся 9-х классов по  9 предметам в частях А и В  осуществлялась  с использованием автоматизированной информационной системы «Г(И)А», предоставленной Федеральным центром тестирования.

 В государственной (итоговой) аттестации в независимой форме оценивания по району приняло участие по обязательным предметам 99 % выпускников, 235 учащихся (59%) сдавали три экзамена в условиях независимого оценивания (в прошлом году 58%), 67 выпускников (17%)  сдавали четыре  экзамена в условиях независимого оценивания (в прошлом году только 13%). Как правило, это учащиеся МОУ Богучарский лицей, где все учащиеся сдавали 4 экзамена в условиях независимого оценивания, а также учащиеся МОУ Радченская  СОШ (из 17 учащихся  4 экзамена в условиях независимого оценивания сдавали 11 человек, 4 ученика сдавали 3 экзамена), 86% учащихся МОУ БСОШ №1 и 81% учащихся МОУ БСОШ № 2 также сдавали не менее 3-х экзаменов в условиях независимого оценивания, в МОУ Красногоровская ООШ все 4 экзамена учащиеся сдавали в форме независимого оценивания.

По результатам аттестации качество обученности  по русскому языку составило 49 %  (в прошлом году 57%), то есть снизилось на 8%. 

(СЛАЙДЫ  10, 11)

В  Богучарском лицее (77%), в МОУ БСОШ № 2 – 58%, в МОУ БСОШ № 1 – 47 %, выше 60 % качество знаний показали учащиеся МОУ Подколодновская СОШ (72%), МОУ Твердохлебовская СОШ (67%), МОУ Криничанская ООШ (75%), МОУ Шуриновская ООШ (75%), МОУ Купянская ООШ (67%), без троек сдали экзамены учащиеся МОУ Варваровская ООШ, Журавская ООШ, Липчанская и Травкинская ООШ.

Подтвердили свои знания по русскому языку 61%  (в прошлом году -56% учащихся), повысили оценку - 27 %.

По математике  качество знаний улучшилось, оно составило 62 % (в прошлом году  46%).

(СЛАЙД 12, 13)

В  Богучарском лицее качество знаний учащихся по математике – 90%, в МОУ БСОШ № 2 – 89 %, в МОУ БСОШ № 1 – 75 %, выше 60 % качество знаний показали учащиеся МОУ Твердохлебовская СОШ – 89 %, хорошо справились в Варваровской, Дубравской, Журавской, Липчанской, Южанской ООШ.

Подтвердили свои знания по математике 55% (в прошлом году - 68% учащихся), повысили отметку 38 % .

По предметам по выбору качество обученности составило 67% (в прошлом году - 66%). В этом году, как и в прошлом, наиболее востребованными были такие предметы, как обществознание, биология, физика.

(СЛАЙД 14)

Сравнительный анализ годовых отметок и отметок, полученных на экзаменах в условиях независимого оценивания в 2010 – 2011 учебном году, представлен на графике.

Такая форма государственной (итоговой) аттестации в форме независимого оценивания даёт детям возможность поступления в учебные заведения начального и среднего профессионального образования без процедуры вступительных экзаменов не только  в Воронежской области, но и в других регионах России.

 

Из 403 выпускников  9 классов 131  учащийся - 33%, (в прошлом году -41%) сдавали из предметов по выбору в традиционной форме – физкультуру, то есть видна тенденция  снижения количества учащихся, сдающих экзамен по физкультуре,  и желание сдавать более серьезные экзамены - по биологии 15% учащихся сдавали в традиционной форме, по  информатике – 14%, по географии и обществознанию – 13%.

По результатам обучения учащихся на 2 ступени только 6 выпускников получили аттестат об основном общем образовании с отличием.

В 2011 году в районе 234  выпускника  XI классов проходили государственную (итоговую) аттестацию в форме и по материалам ЕГЭ по 12-ти общеобразовательным предметам. Русский язык и математика по-прежнему являлись обязательными. Ограничений по количеству экзаменов, выбираемых обучающимися (кроме обязательных) не было, что могло расширить спектр вузов, куда выпускники средних школ могли бы представить документы на поступление.

Самым востребованным предметом, сдаваемым в форме ЕГЭ, как и в прошлом году, было обществознание: 58%  выпускников  из числа сдававших ЕГЭ в июне выбрали предмет – обществознание (в прошлом году- 47%). Следующим предметом по степени привлекательности оказалась физика, которую сдавали 35 % выпускников. Далее интерес распределился следующим образом: биология, история, химия, информатика, литература, иностранные языки.

В целом предметы по выбору гуманитарного и естественнонаучного профиля сдавало примерно поровну выпускников, что свидетельствует о том, что выпускники 2011 года в равной степени выбирают направления подготовки как гуманитарной, так и естественнонаучной и технической направленностей.

В этом учебном году учащиеся 11–х классов достаточно успешно справились с экзаменом по русскому языку в форме ЕГЭ, так как 26% выпускников набрали более 70 баллов.

(СЛАЙД 15)

В 2011 году по русскому языку средний балл по району составил 57 баллов, по Воронежской области - 62, по России - 60.

 Выше районного, областного и российского показателей средний балл у учащихся Богучарского лицея (68), Подколодновской (68), Луговской (65), БСОШ № 1 (63),  БСОШ № 2 (62) и Дьяченковская СОШ (60). За счет этих 6-ти школ из 10-ти в районе неплохие результаты ЕГЭ по русскому языку, однако достаточно низкий средний балл по району (57 баллов) мы получили за счет 4-х школ, и самый низкий средний балл показали учащиеся Твердохлебовской СОШ, где он составил 38 баллов (при нижнем пороге 36 баллов), то есть уровень знаний выпускников 11 класса данной школы по русскому языку близок к неудовлетворительному результату.

23 ученика (а это 10%) набрали по данному предмету свыше 80 баллов из 100 возможных. Это учащиеся МОУ Богучарский лицей – 7 человек (учителя – Деминтиевская Ольга Викторовна, Волкова Ирина Борисовна), учащиеся МОУ БСОШ №1 - 6 человек (учителя - Житникова Надежда Витальевна, Мануйлова Людмила Павловна), учащиеся БСОШ № 2 - 6 человек (учителя - Куртяк Вера Владимировна, Сыроваткина Валентина Герасимовна), учащиеся МОУ Луговская СОШ – 2 человека (учитель – Мухопадова Галина Николаевна), 1 учащийся МОУ Монастырщинская СОШ (учитель–Кривоногова Татьяна Валерьевна), 1 учащийся МОУ Подколодновская  СОШ (учитель – Кравцова Татьяна Ивановна).

(СЛАЙД 16)

По математике средний балл намного ниже, чем по русскому языку – 45 баллов, но на 2 балла  выше, чем в прошлом году. По области средний балл по математике составил 49, по России – 47.

Самый высокий средний балл по сравнению с районным, областным и российским  и,  естественно, самое высокое качество знаний по математике у учащихся МОУ Луговской СОШ - 58 баллов (учитель- Артемова Светлана Викторовна), а также в МОУ Богучарский лицей – 52 балла и МОУ Подколодновская СОШ (50 баллов). И лишь 1 ученик из всего района - ученик МОУ БСОШ №2 набрал более 80 баллов (учитель – Мясина Татьяна Ивановна). Две школы, причем городские (БСОШ № 1 и БСОШ № 2), показали средний балл чуть выше районного, но  ниже областного. А 50% школ не достигли и районного среднего балла.

По русскому языку не перешагнули минимальный порог 6 выпускников и по математике – тоже 6 выпускников, но совпадение было только у двух учащихся, которые выпущены со справками. Но учитывая количество набранных баллов у этих детей, следует отметить, что у них был результат не ниже, чем у остальных, но по двум предметам одновременно. То есть у этих детей есть возможность сдавать единый государственный экзамен по обязательным предметам в 2012 году, как в нынешнем году воспользовался такой возможностью выпускник 2009 года Богучарской СОШ № 2 и получил аттестат о среднем (полном) общем образовании.

(СЛАЙД 17)

           Значительно лучше сдали выпускники 11-х классов в форме ЕГЭ  предметы по выбору по сравнению с прошлым годом: по химии в этом году - 67 баллов, в прошлом году средний балл – 51 (областной средний балл- 65, российский - 58). Средний балл 22-х выпускников Богучарского лицея из 29-ти выпускников, сдававших химию, - 70 баллов (учитель лицея – Сотникова Софья Владимировна) . 

По  литературе в этом году средний балл 64, в прошлом – 56 (по области - 64, по России - 57); на уровне прошлого года  биология – 57 баллов (по области - 58, по России - 54),  обществознание – 56 баллов (по области - 58, по России - 57),    ниже  физика,  информатика,   история, английский  язык.

 Более 80 баллов из предметов по выбору набрали учащиеся МОУ Богучарской СОШ №1 по истории 1 человек (учитель – Белогубова Зоя Григорьевна), по литературе 1 человек (учитель Житникова Надежда Витальевна), учащиеся лицея 4 человека по химии (учитель – Сотникова Софья Владимировна), 3 человека по биологии (учитель – Беляева Ирина Викторовна), 1 ученик по информатике (учитель – Прудникова Людмила Петровна), учащиеся МОУ Луговская СОШ 1 ученик по географии (учитель – Ермоленко Наталья Владимировна), по литературе 1 ученик (учитель – Мухопадова  Галина Николаевна). А это всего лишь 12 выпускников, что составило только 5 %.

Все выпускники, успешно сдавшие ЕГЭ, могли  подать заявления в 5 ВУЗов по 3 направлениям подготовки в каждом. Таким образом, абитуриент имел 15 возможностей. Выпускники наших общеобразовательных учреждений  шли в вузы целенаправленно согласно профилю обучения.

Лишь 1 ученик  МОУ Луговской и 1 ученик МОУ Твердохлебовской  школы не смогли  воспользоваться такой возможностью, так как они выпущены со справкой.

Проанализировав результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников средней школы в нашем районе, можно сделать вывод, что наблюдается повышение ответственности выпускников при выборе предметов ЕГЭ, сознательности выбора дальнейшего пути в жизни.

По итогам ЕГЭ видно, что выпускники профильных классов, как и в прошлом году, показывают во время итоговой аттестации лучшие результаты.         

Государственную итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена в 2011 году прошла успешно одна  выпускница  МОУ БСОШ №1.

          На  3 ступени 9 выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений  района награждены «золотой»  медалью и 10 выпускников «серебряной» медалью.

                В целях усиления контроля за ходом проведения ЕГЭ и ГВЭ в пунктах  проведения экзаменов присутствовали общественные наблюдатели. В пункте проведения экзамена - МОУ БСОШ №1  присутствовало 27 аккредитованных общественных наблюдателей, которые осуществляли контроль  за процедурой проведения ЕГЭ, проведением  экзаменов в форме ЕГЭ по иностранным языкам и химии  осуществлял контроль департамент образования,  науки и молодежной политики, на экзамене по географии и обществознанию, проводимых в форме ЕГЭ, присутствовал общественный наблюдатель из Воронежской государственной лесотехнической  академии. 

Нарушений по процедуре проведения ЕГЭ не выявлено. Письменных и устных жалоб по процедуре проведения ЕГЭ не поступало.

Администрацией Богучарского муниципального района, отделом по образованию создаются все условия для полноценной организации проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной и средней школы, но результаты, то есть качество знаний, оставляют желать лучшего.

Многие выпускники ступени основного общего образования не идут на третью ступень обучения в школу, так как испытывают страх перед ЕГЭ. Одной из причин вижу то, что нет стройной системы подготовки учащихся к экзаменам, а это приводит к резкому снижению количества учащихся, желающих обучаться в 10-м классе.

Так, 1 сентября 2011 года из 17-ти выпускников 9-х классов Дьяченковской школы придет в 10-й класс только 2, из 12-ти в Луговской школе – в 10 класс идут 4, из 17-ти выпускников Радченской – 3 человека, а в Монастырщинской школе 10-го класса нет, а в 11-м – 2 ученика. В целом по району всего лишь 41 % бывших девятиклассников поступают 1 сентября в 10 классы. Соответственно, под угрозой само существование средних общеобразовательных школ в сельской местности.

  Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что на сегодняшний день общеобразовательные учреждения района не выполнили свой основной долг по предоставлению доступного качественного образования детям нашего района.

Отсюда по результатам социологического опроса, проведенного администрацией Богучарского муниципального района (было опрошено 394 жителя), на вопрос «Удовлетворены ли Вы качеством общего образования, предоставляемого гражданам на территории района» «нет» ответили  52 человека.

Основные причины, по которым люди не довольны качеством общего образования: мало средств выделяется на ремонт школ, нет опытных учителей информатики, не хватает учителей английского языка, педагоги снимают с себя ответственность за подготовку учеников к сдаче ЕГЭ, в малокомплектных школах устаревшее техническое оборудование, невнимание к одаренным детям, педагоги  занимаются только предоставлением услуги получения детьми образования.

Итак, анализ сегодняшнего состояния системы образования доказывает то, что достаточно остро назрела необходимость модернизации системы образования.

Целью модернизации системы общего образования является обеспечение всестороннего развития и самореализации гражданина за счет создания единого развивающего образовательного пространства, которое обеспечит повышение доступности качественного  общего образования, отвечающего текущим и перспективным потребностям экономики муниципального образования.

Главной задачей модернизации является обеспечение качества предоставления образовательных услуг учреждениями системы  общего образования через повышение статуса учителя, в том числе через повышение ему заработной платы, а также через создание условий для качественного оказания образовательных услуг учреждениями системы  общего образования.

                И особенностью этого учебного года является то, что начинается реализация программы модернизации общего образования, которая рассчитана почти на 3 года – с 2011 по 2013.

Все вы, уважаемые коллеги, помните, что 4 апреля 2011 года Председателем Правительства РФ Путиным В.В. было дано поручение по вопросу модернизации системы общего образования и повышения заработной платы учителей. Помимо этого, в течение 2010-2011 годов широко обсуждается проект Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором должны найти отражение результаты модернизации системы образования.

                Активное участие в обсуждении проекта модернизации принимал губернатор Воронежской области А.В.Гордеев, глава администрации Богучарского муниципального района А.В.Гузев основательно и детально знакомился и вникал в программу модернизации общего образования в регионе, и особенно, в районе, и на сегодня подписано постановление администрации муниципального района от 22.07.2011 № 372 «Об утверждении плана мероприятий по модернизации системы общего образования Богучарского муниципального района», а также главой администрации подписано Соглашение между администрацией района и Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области, в котором пунктом 2.3.2. обозначены показатели результативности значений в 2011 году, на которых более подробно я остановлюсь ниже.

(СЛАЙД  18 -табличка)

                Необходимо также сказать, что в обсуждении этой Программы очень активное участие приняла родительская общественность, которую, в первую очередь, интересовало, как все это повлияет на качество образования, а также, насколько изменится связь родительской общественности и школы.

                Данная Программа рассчитана на 2 с половиной года. На реализацию данной программы выделяется 120 миллиардов рублей по РФ. В 2011 году Воронежская область получит из Федерального бюджета 381 миллион рублей, наш район – 8 млн. 326 тысяч рублей.

                Как уже сказано выше, одной из задач модернизации является задача повышения статуса учителя, в том числе и через заработную плату.

Для этого Фонд оплаты труда каждого общеобразовательного учреждения будет повышен  на 30 %. И заработная плата учителя в среднем, как по области, так и по Богучарскому району, должна будет достичь 93 % от средней заработной платы по экономике в регионе.

                Для решения этой поставленной задачи губернатором Воронежской области А.В.Гордеевым с сентября до конца 2011 года будет выделено дополнительно в виде субвенции 136 миллионов рублей. Богучарский район получил 4 млн. 609 тысяч рублей на повышение заработной платы.

                Позволю себе напомнить и подчеркнуть, что будет повышен фонд оплаты труда каждого образовательного учреждения на 30 %. Механической уравниловки повышения заработной платы педагогическим работникам на 30% не будет, а будет изначально повышен на 10 % базовый оклад для всех педагогических работников. Помимо этого, произойдет увеличение повышающего коэффициента педагогам с высшей квалификационной категорией с 1,2 до 1,4, с первой категорией – с 1,15 до 1,2.

                Особое внимание для привлечения молодых кадров в школы уделяется уровню заработной платы молодых специалистов с высшим образованием и возрастом до 30 лет. Их зарплата будет приравниваться к заработной плате учителя с I категорией и иметь коэффициент 1,2 на протяжении 3-х лет.

                Остальные финансовые средства, которые остаются в фонде оплаты труда учреждения, уйдут на стимулирование педагогов, работающих на качество образования.

                Уважаемые коллеги-учителя! Хочу подчеркнуть, что ожидаемого повышения у всех педагогов на 30% не будет, а может получиться так, что кто-то из учителей получит повышение только на 10%, а кто-то – более, чем на 30%, то есть повышение заработной платы будет профессиональным учителям, предоставляющим качественные образовательные услуги своим ученикам.

                Хочу заострить внимание, что вносятся изменения и в оплату труда руководителя учреждения, а именно в его базовый оклад, то есть он будет равен базовому окладу руководителя с I категорией. Зато у директора высшей категории коэффициент также увеличится до 1,4.

                Контрольная цифра по средней заработной плате учителей, которая обозначена в Соглашении, подписанном А.В.Гузевым и О.Н.Мосоловым должна составить на декабрь 2011 года - 15 295 рублей.

                Хочу также обратить внимание, что школа на сегодня вправе определить себе форму оплаты трудовых отношений через 2 системы: штатно-окладную система и через  новую систему оплаты труда (НСОТ). Рекомендовано малокомплектным школам избрать штатно-окладную систему, а остальным – НСОТ; так как в НСОТ присутствует стоимость ученико-часа,  то, конечно, эта система лучше для школ с большим количеством детей.

                Но программой модернизации предусмотрено, что сосредотачиваться только на повышении статуса учителя через заработную плату нельзя, а необходимо создавать условия, которые позволят работать учителю так, чтобы дать детям доступное и высококачественное образование, чтобы учитель смог раскрыть свои творческие способности.

(СЛАЙД 19 и 20 – табличка по деньгам)

                Школам Богучарского района на создание условий выделено в форме субвенции 5 млн. 023 тысячи рублей, которые уйдут на приобретение оборудования на сумму 2 млн. 788 тысяч рублей, в том числе:

-  учебно-лабораторного оборудования – на 974 тыс. руб;

- учебно-производственного оборудования – 502 тыс.руб.;

- спортивного оборудования – 874 тыс. руб.;

- компьютерного оборудования – на 438 тыс. руб.

                На пополнение школьных библиотек учебниками и учебно-методической литературой будет израсходовано 389 тыс.руб.

                На повышение квалификации, профессиональную переподготовку руководящих и педагогических работников – 396 тыс.руб.

                На модернизацию общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для учеников планируется израсходовать 1 млн. 450 тыс. руб. А это предполагается дистанционное обучение между двумя общеобразовательными учреждениями района – лицеем как базовой и Луговской средней школой как спутником.

                Район еще в форме субсидии получил 3 млн. 303 тыс. руб, за счет которых предусматривается также создание условий в школах. Принято решение: около 3-х миллионов рублей направить на создание условий в Богучарской СОШ № 1 и 303 тысячи рублей – на меры, направленные на мероприятия по энергосбережению в 8-ми школах.

                Данные объемы денежных средств доведены до учебных заведений, распределение этих финансовых средств шло от учебного заведения, но было рекомендовано: особенно средства на приобретение оборудования направить, в 1-ю очередь, на обеспечение школ хотя бы минимальным уровнем комплектации первых классов, которые с 1.09.2011 уйдут на новый ФГОС.

                Средства, предусмотренные на спортивное оборудование, направить на улучшение и укрепление учебно-материальной базы для выполнения общеобразовательной программы по физической культуре в школах района.

(СЛАЙД 21 – повторение слайда 1)

                Позвольте мне заострить ваше внимание на том, что, делая все это, от нас, уважаемые коллеги, будут требовать соответствующую отдачу, чтобы родители почувствовали отдачу со стороны учителя, то есть ученик должен получить качественное образование.

                Нужно, чтобы каждая школа (то есть созданные в ней условия, высокопрофессиональные учителя с неплохой заработной платой) заработала на каждого конкретного ученика, обеспечив его качественным образованием, позволяющим ему быть в дальнейшей жизни успешным – в этом и есть суть модернизации системы общего образования.

                Помимо этого, одним из условий выполнения задач модернизации, а именно обеспечение каждого ребенка качественным образованием, как уже неоднократно было сказано, является создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, а это не только утренняя гимнастика до учебных занятий, внедрение которой в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений предусмотрено планом мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Воронежской области на период до 2020 года, но, в первую очередь, здоровое питание учащихся.

                В период реализации приоритетного национального проекта «Образование» была частично обновлена материально-техническая база пищеблоков и школьных столовых по соглашениям между Правительством области и администрацией Богучарского муниципального района на условиях софинансирования, благодаря усилиям главы администрации района А.В.Гузева школьные столовые поддерживаются в рабочем состоянии, по мере необходимости приобретается и заменяется технологическое оборудование. Однако, результаты мониторингов показывают, что износ технологического оборудования пищеблоков  общеобразовательных учреждений района (как в целом и региона) составляет от 40 до 60 %, что не позволяет обеспечивать качественное сбалансированное питание школьников с учетом норм их потребности в питательных веществах и энергии.

                В долгосрочной областной целевой программе «Развитие образования Воронежской области на 2011-2015 годы» предусмотрено мероприятие «Организация сбалансированного горячего питания школьников», по которому будут выделяться финансовые средства из областного бюджета на условиях софинансирования для закупок технологического оборудования.

                Одна из основных причин ухудшения здоровья детей – несовершенство рационов питания, в частности недостаточное потребление детьми молока. Популяризация молочных продуктов отвечает основным принципам государственной политики в области здорового питания.

                В последние 5 лет, как показывает анализ, идет рост заболеваемости системы пищеварения среди детей до 14 лет почти на 2%, среди подростков 15-17 лет – почти на 15%. Только 3% детей потребляют нормальное количество кальция.

                Именно поэтому с 2009 года на территории области реализуется губернаторская программа «Школьное молоко», по которой в настоящее время учащиеся 1-7 классов бесплатно 3 раза в неделю получают стерилизованное пакетированное молоко в качестве дополнительного питания. И, если в 2010 году на эти цели в бюджете области выделено 33 млн. 876 тыс. рублей, то в 2011 – уже 67 млн.217 тыс. рублей.

                По Богучарскому району в 2010 году на школьное молоко выделен 1 млн.142 тысячи рублей, из которых 685 200 рублей – средства областного бюджета (то есть 60%) и 457 тысяч рублей – средства местного бюджета (40%), а в 2011 году это уже 2 млн. 182 тысячи 351 рубль, где 1 млн. 254 тыс. 852 рубля (то есть 57,5%) – выделяются из областного бюджета и 927 тысяч 499 рублей (42,5%)– из муниципального бюджета.

                Но хотела бы подчеркнуть, что, кроме усилий, прилагаемых губернатором Воронежской области А.В.Гордеевым и главой администрации А.В.Гузевым к созданию условий для полноценного питания, необходимо использовать потенциал и  самих общеобразовательных учреждений.

                Как вы знаете, на сегодня все работают в программно-проектном режиме. Работая и участвуя в различных программах, можно получить результат, выраженный и в денежном эквиваленте.

                Так, МОУ Подколодновская СОШ в 2010-2011 году стала одним из 26 лауреатов  областного конкурса на лучшую организацию школьного питания в Воронежской области и получит поставку оборудования для школьной столовой на сумму 95 тысяч рублей.

                В наших силах проявить желание и волю к такого рода мероприятиям. А также вполне в наших силах вести целенаправленную работу с родителями и обучающимися по вопросу привлечения максимального количества детей к горячему питанию в общеобразовательных учреждениях.

                На сегодняшний день в целом по району процент охвата детей горячим полноценным питанием достаточно низок. Если ученики 1-4 классов практически все охвачены школьным питанием, то в среднем звене процент таких детей снижается, а на третьей ступени обучения (в 10 и 11 классах) питаются в школах только порядка 40 процентов подростков. Особенно остро эта проблема стоит в городских школах, где наибольшее количество учащихся этой ступени обучения.

                Хочу подчеркнуть важность проблемы горячего полноценного сбалансированного питания. Все вы знаете, что в начале 2010-2011 учебного года образовательные учреждения района проходили процедуру лицензирования образовательной деятельности. Так вот первым требованием Управления Роспотребнадзора по Воронежской области для выдачи санитарно-эпидемиологического заключения было требование организованного горячего питания школьников.

                18 школ Богучарского района имеют собственные столовые, 3 школы (Криничанская, Луговская, Данцевская) питаются в столовых сельхозпредприятий. И если в Криничанской школе питается 100% учеников, в Луговской – более 80%, то питание только 50% учащихся в Данцевской школе смею назвать совершенно недостаточным, тем более при условиях аренды помещения. Общеобразовательные учреждения района ищут пути для обеспечения детей питанием. Так, Богучарский лицей ежегодно заключает договор с Богучарской СОШ № 2, Залиманская ООШ – с Богучарской СОШ № 1. В 2010-2011 учебном году Варваровская школа заключила договор с Шуриновской ООШ и осуществляет подвоз учащихся начальных классов в школьную столовую. 2 года назад, благодаря настойчивости и инициативности директора Южанской школы Гончаровой Любови Александровны, в этом общеобразовательном учреждении оборудовано помещение под пищеблок, и 100% учащихся охвачены питанием. В Подколодновской СОШ уже не первый год организовано именно двухразовое горячее питание со 100%-ным охватом детей.

                В настоящее время поставлен вопрос не просто питания, а двухразового горячего сбалансированного питания школьников. Поэтому стоять, дорогие коллеги, на месте нам нельзя, а необходимо искать пути для решения данной проблемы, чтобы сохранить здоровье наших детей и дать им качественное образование.

                В настоящее время крайне необходимо проектирование новых моделей сохранения и укрепления здоровья детей, которые должны:

                - привносить в традиционный опыт работы по здоровьесбережению новые подходы к деятельности в этом направлении;

                - содержать мероприятия, направленные на предупреждение развития заболеваний у учащихся;

                - строиться на организации взаимодействия по вопросам здоровьесбережения специалистов разных профилей, ведомств, педагогов с участием родителей и общественности.

                Департаментом образования, науки и молодежной политики области разработан комплексный проект «Школа – территория здоровья», во внедрении которого мы будем участвовать с 2012 года. Основной идеей проекта является внедрение в школьный уклад модели сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, развития культуры здоровья, предполагающей организацию здоровьесозидающего уклада жизни образовательного учреждения, и на ее основе формирование здорового образа жизни.

Также для получения качественного образования в третьей версии законопроета вносится второе существенное изменение (первое, если помните, введение дошкольного образования как самостоятельного уровня в систему общего образования), то второе – это реальное сетевое взаимодействие школ.

                Через сетевое взаимодействие ученик должен получить доступное и качественное образование, независимо от того, где он живет, и это образование должно ему дать уверенность в будущем.

                Для решения вопросов сетевого взаимодействия мы имеем реальные возможности. Это школьный автопарк автобусов, которые используются для подвоза учащихся. Их на сегодняшний день в районе 13, в 2010-2011 учебном году осуществлялся подвоз 387 школьников.

                На сегодня первые автобусы, полученные в 2002 году, требуют капитального ремонта либо замены. Но администрацией района постоянно предпринимаются всяческие усилия, чтобы поддерживать автоединицы в том техническом состоянии, которого требуют ГОСТы по перевозкам обучающихся.

                Да, количество автобусов у нас достаточное. Мы обеспечиваем все необходимые перевозки учащихся имеющимися автобусами, но хочу насторожить всех, что в этом вопросе самая серьезная проблема – обеспечение безопасности перевозок учащихся.

                Уважаемые коллеги!

                Как видите, предстоящий учебный год будет трудным, но нам не привыкать, у нас легких и не бывает.

                В своем докладе мне хотелось осветить не только состояние системы образования, то есть ее результативность и ее проблемы, но и показать имеющийся задел на пути реализации основных направлений развития муниципальной системы образования в соответствии с современными векторами развития системы образования региона и России в целом.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz