МУНИЦИПАЛЬНАЯ  ПОДПРОГРАММА

 «Развитие системы дошкольного образования Богучарского муниципального

 района на 2012-2016 годы»

 

 

    ПАСПОРТ

 муниципальной  подпрограммы

«Развитие системы дошкольного образования

Богучарского муниципального

 района на  2012 – 2016 годы»

 

Наименование Подпрограммы

муниципальная подпрограмма «Развитие системы дошкольного образования Богучарского муниципального  района на 2012-2016» годы (далее - Подпрограмма)

 

Основание для разработки

Подпрограммы

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992  №3266-1 (в редакции от 13.02.2009); Федеральный закон от 22.08. 2004 г.  №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. №666 «Об утверждении типового положения о дошкольном учреждении».   

 

 

Заказчик Подпрограммы

администрация Богучарского муниципального  района

 

Разработчик  и исполнитель Подпрограммы

 

 

отдел по  образованию администрации Богучарского муниципального  района (далее – отдел по образованию)

Основные цели и задачи Подпрограммы

обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования и равных возможностей подготовки детей к обучению в школе;

материально-техническое обеспечение вновь вводимых дошкольных образовательных учреждений;

увеличение охвата детей дошкольным образованием;

увеличение мест в дошкольных образовательных учреждениях;

улучшение условий содержания детей в дошкольных учреждениях и качества дошкольного образования.

 

Сроки реализации

Подпрограммы

 

2012 – 2016 годы

Объемы и источники финансирования Подпрограммы

 

общий объём финансирования Подпрограммы из местного и областного  бюджета составляет  97960 тыс. рублей, в том числе:

   Областной бюджет – 77160 тыс. рублей  Местный бюджет – 20800 тыс. рублей

 

Контроль за выполнением Подпрограммы

администрация Богучарского муниципального района

 

 

 

1.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения подпрограммными методами

 

Дошкольное образование востребовано населением и, как правило, обеспечивает хорошие стартовые возможности для последующего развития детей в школьном возрасте. Особенно возросла его роль в последние годы, когда начался активный экономический подъём и на государственном уровне были приняты меры по улучшению демографической ситуации.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.                  Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в дошкольном образовательном учреждении.

Самая серьёзная проблема в дошкольном образовании, требующая ускоренного решения - обеспечение населения услугами детских дошкольных учреждений.

Для  обеспечения общедоступного дошкольного образования в Богучарском муниципальном районе функционируют  5 муниципальных дошкольных учреждения, 2 детских сада ведомства Министерства обороны РФ, 10 дошкольных групп  при муниципальных общеобразовательных учреждениях и 1 дошкольная группа в учреждении дополнительного образования (Центр детского творчества). В данных учреждениях обучается и воспитывается   1089 детей, причем  их количество ежегодно возрастает.

На территории  Богучарского муниципального  района только 63 % детей дошкольного возраста посещают детские сады, что создаёт неравные возможности при поступлении в школу. При поступлении в 1 класс у «домашних» детей несвоевременно выявляются отклонения в развитии и здоровье. В настоящее время в районе спрос на дошкольное образование и услуги превышает предложения. На 01.10.2011 года  по району очередь на  устройство ребенка в детский сад составляет   270  человек. Общее число дошкольников в возрасте от двух до семи лет, не посещающих детские сады,  1028 детей.

Таким образом, 37 процента детей в  Богучарском муниципальном  районе лишены возможности посещать дошкольные образовательные учреждения. Существующая сеть детских садов не удовлетворяет потребности населения. Спрос на услуги дошкольного образования превышает имеющиеся возможности.

Введение за последние три года дополнительных 76 мест, использование новых вариативных форм дошкольного образования, таких как подготовительные групп на базе общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования, не решают проблемы доступности дошкольного образования, которая остаётся актуальной.

В особом внимании и в максимальной ресурсной поддержке нуждается материально-техническая база дошкольного образования, которая  в настоящий момент требует обновления, высок процент износа  мебели, мягкого инвентаря, кухонного и прачечного оборудования. 

            Осуществляя работу по охране жизни и здоровья детей, дошкольные образовательные учреждения остро нуждаются в обновлении спортивного оборудования и инвентаря,  как в групповых помещениях, так и в спортивных залах, прогулочных площадках. В медицинских кабинетах ощущается недостаток физиотерапевтического оборудования, медикаментов.

 

 

Существенное отставание темпов ввода новых мест в детских садах провоцирует ещё одну серьёзную проблему – переуплотнение детских садов. Кроме того, при ожидаемом росте рождаемости дефицит мест будет увеличиваться.

Для изменения сложившейся ситуации необходимы радикальные меры по поддержке дошкольного образования, главным образом направленные на сокращение дефицита мест в детских садах.

Неравномерность развития сети дошкольных образовательных учреждений, острота социально-экономических проблем требуют решения основных задач дошкольного образования в ближайшее время.

Решение проблем развития дошкольного образования основано на программно-целевом методе с учётом поставленных в Программе задач и прогнозов развития системы дошкольного образования.

Эти мероприятия будут способствовать созданию условий для обеспечения гарантий получения дошкольного образования, обеспечению поддержки семьи в осуществлении полноценного развития и воспитания детей, защите их прав, а также обеспечению оздоровления детей и равных стартовых возможностей при подготовке к школе.

В настоящий момент положительная динамика деятельности муниципальных образовательных учреждений  обуславливается  следующими мерами:

-  введением  в действие  групп дошкольных образования в общеобразовательных учреждениях;

- регулированием размера родительской платы за содержание детей в ДОУ и поддержанием ее на социально-приемлемом уровне, введением компенсации части платы родителям (законным представителям) за содержание детей в указанных учреждениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- дифференцированным режимом работы групп дошкольного образования: в 12 часовом режиме,  в 10,5 часовом режиме.

- распространением механизма регуляции качества (аттестации и аккредитации) ОУ.

- созданием условий для детей дошкольного и школьного возраста, обеспечивающих оптимальные организационные условия преемственности между дошкольным и школьным образованием. 

- разработкой и внедрением альтернативных форм дошкольного образования, основанных на кратковременном пребывании детей в ОУ;

- совершенствованием муниципальной нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность системы дошкольного образования;

- для выполнения производственного контроля по соблюдению санитарных норм в детских садах, прохождения профосмотров сотрудников;

 - все здания  образовательных учреждений  имеют пожарную сигнализацию, в достаточном количестве имеются первичные средства пожаротушения: огнетушители, пожарные рукава и т. д.

-  организацией дополнительных образовательных  видов услуг для детей, посещающих детские сады и группы предшкольного образования.  

       Учитывая проблему недостаточности мест в дошкольных образовательных учреждениях для предоставления общедоступного дошкольного образования,   следует рассматривать путь решения проблемы, как использование внутренних резервов (открытие дополнительных групп).

                                   Существующая муниципальная система дошкольного образования, ее материальная база, статус педагогического работника детского сада  не  в полной мере соответствуют современным потребностям  и  запросам населения района. Сегодня дошкольное образование района находится в таком качественном состоянии, когда все участники образовательного процесса осознают необходимость перемен, потребность адаптации  данной системы к новым социально-экономическим условиям.

            Необходимость принятия  данной муниципальной программы  связана, с одной  стороны, с осуществлением ряда федеральных и региональных программ, с вступлением в силу новых правовых актов в сфере образования, повышающих требования, в частности, к качеству  дошкольного образования, и, с другой стороны,  - с пересмотром подходов к перспективам социально-экономического развития района и повышения качества жизни населения.

            Реализация мероприятий Программы позволит повысить качество, мобильность и доступность дошкольного образования, укрепить материально-техническую базу муниципальных дошкольных образовательных учреждений, увеличить количество мест в дошкольных образовательных учреждениях и повысит профессиональное образование педагогического состава системы дошкольного образования.

 

 

2.Основные цели, задачи и сроки реализации Подпрограммы

 

Основными целями Подпрограммы являются:

обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования и равных возможностей подготовки детей к обучению в школе;

материально-техническое обеспечение вновь вводимых дошкольных образовательных учреждений и дополнительных групп.

Для достижения основных целей необходимо решение следующих задач:

увеличение мест в дошкольных образовательных учреждениях;

увеличение охвата детей дошкольным образованием;

улучшение условий содержания детей в дошкольных учреждениях.

 

3.Перечень мероприятий Подпрограммы

 

Мероприятия Подпрограммы направлены на развитие сети дошкольных образовательных учреждений, увеличение количества мест в детских садах, улучшение условий содержания детей.

Для достижения целей, поставленных в Подпрограмме, предусматривается проведение следующих мероприятий:

капитальный ремонт и реконструкция дошкольных образовательных учреждений;

материально-техническое обеспечение вновь вводимых дошкольных образовательных учреждений и дополнительных групп.

Результатом достижения целей Подпрограммы является увеличение охвата дошкольным образованием до 85 % процента, проживающих на  территории Богучарского муниципального  района.

Перечень мероприятий Подпрограммы, сроки реализации и источники финансирования приведены в приложениях № 1, 2 к Подпрограмме.

 

4.Обоснования ресурсного обеспечения Подпрограммы

 

Объём финансирования Подпрограммы из местного бюджета составит 20800 тыс. рублей. Мероприятия Подпрограммы будут проводиться на условиях софинансирования с областным бюджетом.   

Планируется выделение средств из местного бюджета не менее                  30 процентов от объема необходимых средств для выполнения мероприятий Подпрограммы по капитальному ремонту, строительству и  реконструкции дошкольных образовательных учреждений.

Финансирование мероприятий Подпрограммы по капитальному ремонту и реконструкции дошкольных образовательных учреждений по источникам распределяется следующим образом:

Таблица № 1

 

Источник финансирования

Всего по мероприятию Подпрограммы (Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ДОУ) (тыс.руб.)

Удельный вес, в процентах к общему объёму финансирования мероприятий Подпрограммы

Общий объём финансирования, тыс. рублей, в том числе:

97960,0

100

областной бюджет

77160,0

79

местный бюджет

20800,0

21 

 

Планируется выделение средств из местного бюджета не менее                100 процентов от объема необходимых средств для выполнения мероприятий Программы материально-технического обеспечения вновь вводимых дошкольных образовательных учреждений и дополнительных групп.

Финансирование мероприятий Подпрограммы материально-технического обеспечения вновь вводимых дошкольных образовательных учреждений и дополнительных групп по источникам распределяется следующим образом:

 

 

Таблица № 2

 

Источник финансирования

Всего по мероприятию  Подпрограммы (материально-технического обеспечения вновь вводимых ДОУ и дополнительных групп) (тыс.руб.)

Удельный вес, в процентах к общему объёму финансирования мероприятий Подпрограммы

Общий объём финансирования, тыс.рублей, в том числе:

12800

100

местный бюджет

6400,0

50

областной бюджет

6400,0

50

 

Объём финансирования Подпрограммы определён на основании проектно-сметной документации. Мероприятия Подпрограммы и перечень объектов подлежат уточнению на очередной финансовый год.

 

5.Оценка социально-экономической эффективности Подпрограммы

 

         Реализация мероприятий Подпрограммы позволит достичь следующих показателей:

Таблица № 3

 

№ п/п

Наименование показателей

2011

год

Год реализации Подпрограммы

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

1.

Число дошкольных образовательных учреждений

7

7

 

8

 

9

10

10

2.

Численность детей в возрасте от 1 года до 7 лет (человек)

2056

2117

2118

2120

2125

2118

3.

Количество мест в дошкольных образовательных учреждениях

880

900

925

985

1175

1175

4.

Количество детей, охваченных услугами дошкольного образования

1089

1109

1114

1174

1364

1460

5.

Охват детей в возрасте от 1 года до 6,5 лет дошкольными образовательными учреждениями

56

60

 

65

 

71

 

75

85

 

 

6.Критерии выполнения Подпрограммы

 

Критерии выполнения Подпрограммы представлены в таблице № 4:

 

Таблица № 4

 

п/п

Наименование показателей

Год реализации Подпрограммы     

Итого

2012 год

2013

2014 год

2015

1.

Количество отремонтированных детских садов (единиц)

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

4

2.

Всего мест, введённых за счёт программных мероприятий

 

20

 

25

 

 

60

 

190

 

295

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Механизм реализации Подпрограммы

 

         Контроль за выполнением мероприятий Подпрограммы осуществляется администрацией Богучарского муниципального района. Основными вариантами управления и контроля по исполнению Подпрограммы являются:

рассмотрение материалов о ходе реализации подпрограммных мероприятий и представление рекомендаций по их корректировке;

рассмотрение итогов реализации подпрограммы;

выявление технических и организационных проблем, возникающих в ходе реализации Подпрограммы, и разработка предложений по их решению.

Осуществление контроля позволит своевременно принимать решения о внесении изменений в программу в ходе её реализации по результатам анализа эффективности программных мероприятий.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 

Hosted by uCoz