УТВЕРЖДЕНА

постановлением главы

администрации

Богучарского муниципального

района Воронежской области

от 14 октября 2011 г. №529

 

РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПОДПРОГРАММА

 «Педагогические кадры Богучарского муниципального

 района на 2012-2016 годы»

 

ПАСПОРТ

 районной целевой подпрограммы

«Педагогические кадры Богучарского муниципального

 района на  2012 – 2016 годы»

 

Наименование Подпрограммы

Районная  целевая подпрограмма «Педагогические кадры Богучарского муниципального района» на 2012- 2016 годы  (далее - Подпрограмма)

Основания

для  разработки Подпрограммы

- Конституция Российской Федерации;

- законы Российской Федерации:

 от 10.07.1992 № 3266-1“Об образовании” (в редакции от 21.07.2007 № 194-ФЗ);

 от 10.04.2000 № 51-ФЗ “Об утверждении Федеральной программы развития образования” (в редакции от 26.06.2007 №118- ФЗ);

- Приоритетный национальный проект “Образование”;

- Закон Воронежской области об образовании от  27.12.2000 г.  №202–II-ОЗ;

- Положение об отделе по образованию администрации Богучарского муниципального района Воронежской области, утвержденное распоряжением администрации Богучарского муниципального района Воронежской области от 14 мая 2009 г. №136-р

Заказчик Подпрограммы

Администрация Богучарского муниципального района

Разработчик и исполнитель Подпрограммы

Отдел по образованию администрации Богучарского муниципального района (далее - отдел по образованию)

Основные цели и задачи Подпрограммы

 

Обеспечение развития кадрового потенциала сферы образования и предоставления качественных образовательных услуг с учетом потребностей района.

 Повышение профессионализма педагогических и руководящих кадров системы образования Богучарского муниципального района.

 Создание условий для востребованности и конкурентоспособности педагогической профессии на основе изучения текущей и перспективной потребности в кадрах.

 Усиление  профориентационной работы с выпускниками школ по педагогической направленности. Повышение общественного престижа труда педагогических работников.

 Создание условий для закрепления педагогических кадров в образовательных учреждениях.

 Осуществление научно- методического сопровождения деятельности педагогических работников.

 Создание Рабочей группы по исполнению Программы.  

Сроки реализации Подпрограммы

2012-2016 годы

Объемы и источники финансирования Подпрограммы

(с разбивкой по годам)

Финансовые затраты на реализацию программы составят  –  9.529 тыс. рублей.

в том числе: 2012 год –  1.480 тыс. рублей

                2013 год –  1.687 тыс. рублей

                      2014 год – 1.925 тыс. рублей

                      2015 год -  2.150 тыс. рублей

                      2016 год – 2.350 тыс. рублей

 

Контроль за выполнением Подпрограммы

 администрация Богучарского муниципального района

 

 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ

Подпрограмма  - это муниципальный правовой акт, включающий анализ состояния и прогноз развития кадровой политики муниципальной системы образования. Подпрограмма позволит выявить и задействовать факторы, обеспечивающие движение системы к цели  в конкретной социокультурной и экономической ситуации в соответствии с потребностями системы образования Богучарского муниципального района.

Подпрограмма разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими отношения субъектов в сфере образования:

-  Конституцией Российской Федерации;

-   Законами Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в редакции от 21.07.2007  № 194-ФЗ); от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (в редакции от 26.06.2007 №118- ФЗ);

-  Приоритетным национальным проектом “Образование”;

          - Законом Воронежской области об образовании от  27.12.2000 г.  №202–II-ОЗ;

-   Положением об отделе по образованию администрации Богучарского муниципального района Воронежской области, утвержденное распоряжением администрации Богучарского муниципального района Воронежской области от 14 мая 2009 г. №136-р.

Законом РФ “Об образовании”, базисным учебным планом РФ, Концепцией модернизации российского образования до 2010 года предусматривалось создание условий  для автономного функционирования и развития муниципальных образовательных систем, наиболее полного раскрытия внутреннего потенциала учреждений образования в соответствии с их социально-экономическими, культурными и образовательными особенностями. Несмотря на существование различных подходов к построению образовательных моделей, практика доказывает общую закономерность: функционирование и развитие любого образовательного учреждения, управленческой структуры эффективно только при условии деятельности высокопрофессиональных кадров. Более того, в условиях вариативности подходов к осуществлению образовательного процесса профессионализм педагогических и управленческих кадров начинает играть решающую роль в достижении главного результата – качественного образования юных богучарцев.

Как подчеркивается в Концепции модернизации образования,   повышение профессионализма педагогов, подготовка и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, – первостепенная задача, необходимое условие модернизации системы образования России.

В связи с этим на современном этапе развития муниципальной системы образования значительное внимание необходимо уделить повышению эффективности работы с педагогическими и управленческими кадрами, которые становятся главным ресурсом, условием качественного образования.

Вместе с тем, имеющийся дисбаланс между потребностями общества и родителей в качестве и наборе услуг и способностью педагогов эти услуги удовлетворять, меняющиеся отношения школы с заказчиками образовательных услуг, коммерциализация общества требуют переосмысления в отношении уровня профессиональной компетентности педагогов.

Модернизация образования выступает  фактором повышения профессиональной компетентности педагогов, активизации кадровой политики, определяя основные приоритеты образования в нашей стране, направления конструирования содержания образования и  адекватных образовательных технологий, требования к личности выпускника. Исходя из этого, корректируются механизмы педагогической и управленческой деятельности, связанные с созданием принципиально новых подходов к организации и реализации образовательного процесса, в частности,  с компетентным подходом.

Компетентность педагогических и управленческих кадров предусматривает не только обновление психолого-педагогических знаний, но и развитие умений решать новые образовательные задачи, формирование мотивационно - ценностного отношения к происходящим преобразованиям.

Таким образом, повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, требуют обновления и придания гуманитарно-личностной направленности профессиональной компетентности современного педагога. Профессиональная компетентность лежит в основе повышения квалификации педагогов и дополняется методической, социальной и личной компетентностью. В рамках подпрограммы “Педагогические кадры России” Федеральной программы развития образования предусматриваются меры по преодолению негативных тенденций в кадровом обеспечении образования, которые включают следующие основные направления:

-       повышение статуса педагогического работника;

-       повышение профессионализма педагогических кадров; 

-       усиление государственной поддержки и стимулирования труда педагогических и управленческих работников образования.

 

3. АНАЛИЗ КАДРОВЫХ УСЛОВИЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Для определения проблем, подлежащих программной разработке, проведен анализ кадровых условий муниципальной системы образования.

Общее количество педагогических и руководящих работников системы образования района составляет 584 человека.

Количество

работников

Общеобразовательные учреждения

Детская юношеская спортивная школа

Дошкольные образовательные учреждения

Центр детского творчества

Межшкольный учебный комбинат

Всего

Педагогических работников

417

23

109

16

19

584

Из них руководящих работников (руководители/заместители)

51

(29/22)

2

(1/1)

11

(7/4)

2

(1/1)

2

(1/1)

68

(39/29)

 

3.1. Анализ руководящих кадров образовательных учреждений района.

Всего руководителей и заместителей руководителей муниципальных образовательных учреждений – 68 чел, из них имеют высшее образование 67 человек (98.5%), среднее специальное – 1 человек (1.5%).

26.5% руководителей имеют стаж руководящей работы менее трех лет.

 

Высшую квалификационную категорию имеют 28 руководителей (41%), из них руководящих работников:

- общеобразовательных учреждений – 20 чел. – 39%;

- детской юношеской спортивной школы – 1 чел. – 50%;

- дошкольных образовательных учреждений – 4 чел. – 36.4%;

          -  центра детского творчества – 1 чел. – 50%;

          -  межшкольного учебного комбината – 2 чел. – 100%

 

Первую квалификационную категорию имеют 35 руководителей (51%), из них руководящих работников:

- общеобразовательных учреждений – 27 чел. – 53%;

- дошкольных образовательных учреждений – 7 чел. – 63.6%;

          -  центра детского творчества – 1 чел. – 50%;

 

Руководителей образовательных учреждений в возрасте 50-55 лет – 18 чел.(26.5 %), из них руководящих работников:

- общеобразовательных учреждений – 14 чел. – 20.6%;

- дошкольных образовательных учреждений – 3 чел. – 4.4%;

          -  межшкольного учебного комбината – 1 чел. – 1.5%

 

Руководителей образовательных учреждений пенсионного возраста (55 лет и старше) – 7 чел.(10.2 %), из них руководящих работников:

- общеобразовательных учреждений – 5 чел. – 9.8%;

- дошкольных образовательных учреждений – 1 чел. – 1.5%;

          -  межшкольного учебного комбината – 1 чел. – 1.5%.

 

В образовательных учреждениях района работают 10 мужчин - руководителей, что составляет 15% от общего количества  руководящих кадров.

Проведенный анализ показал, что 1.5% руководителей (заведующих дошкольными образовательными учреждениями) не имеют высшего образования.

Недостаточно высок процент руководителей, имеющих высшую квалификационную категорию.

Приведенная информация свидетельствует о  серьезной проблеме старения руководящих кадров. В связи с тем, что 39.7% руководящих кадров в предпенсионном и пенсионном возрасте, встает проблема резерва педагогических кадров.

Всего в резерве на руководящие должности состоит  39 педагогических работников. В 2011 году вновь назначено 2 руководителя, из них 1 человек стоял в резерве. Таким образом, существует необходимость целенаправленной работы с резервом руководящих кадров, предполагающей обоснованность выбора кандидатов в резерв, их обучение и стажировку после назначения на должность.

 

3.2. Анализ педагогических кадров образовательных учреждений района

В образовательных учреждениях района работают 584 педагогиче­ских работника. Большинство из них работает с нагрузкой, превышающей установленную, что отрицательно сказывается на качестве преподавания, условиях труда и  здоровье педагогов.

В образовательных учреждениях района  работают 63 педагога- пенсионера (10.2%). Остро стоит вопрос о привлечении молодых специалистов к препода­вательской работе и закреплению профессиональных педагогических кадров в образовательных учреждениях, т.к.  у молодых педагогов низкая заработная плата, существуют проблемы с приобретением жилья, возможностью оздоровления.   С уходом педагогов пенсионного возраста в ближайшие 3-5 лет  резко возрастет  дефицит работников  сферы образования.

Необходимо кардинально решать кадровый вопрос ещё и потому, что сегодня требуются не просто специалисты, а профессионалы, способные работать в учебных заведениях нового типа и по новым технологиям.

На начало 2011- 2012 учебного года укомплектованность образовательных учреждений района педагогическими кадрами составляла 100%. 

Вместе с тем, падение престижа педагогической профессии, а также отставание заработной платы работников муниципальной системы образования от заработной платы работников промышленности являются одними из основных причин текучести педагогических кадров.

В образовательных учреждениях района работает  74 педагогов- мужчин, что составляет 12% от общего количества педагогических кадров.

Распределение педагогических работников

 по стажу педагогической работы

 

до 3 лет

от 3 до 10 лет

от 10 до 25 лет

свыше 25 лет

Общеобразовательные учреждения

26

48

204

139

Детская юношеская спортивная школа

6

6

7

4

Дошкольные образовательные учреждения

15

18

52

24

Центр детского творчества

2

3

8

3

Межшкольный учебный комбинат

5

4

7

3

Итого по району

54

79

278

173

Из приведенных в таблице цифр можно сделать вывод о наличии тенденции старения педагогических кадров образовательных учреждений и невозможности их восполнения при помощи молодых специалистов.  Низкий уровень заинтересованности молодых специалистов перспективами педагогической деятельности, удовлетворенности условиями труда и оплаты  приводит к тому, что педагогические коллективы испытывают трудности в осуществлении задач обновления содержания образования, развития инновационных форм деятельности.

За последние 3 года в школы пришло работать 26 человек, в ЦДТ – 2, в ДЮСШ – 6, в дошкольные образовательные учреждения- 15, в МУК - 5. В образовательных учреждениях города работает 9.2%  молодых специалистов, что показывает наличие проблемы обновления кадрового состава образовательных учреждений. Ежегодно выпускники школ поступают на педагогические специальности, но по окончанию высших учебных заведений в образовательные учреждения района не возвращаются.

В связи с этим необходимо предусмотреть развитие системы мер поддержки работников муниципальной системы образования для закрепления в образовательных учреждениях района педагогических кадров и привлечения молодых специалистов в систему образования.

Необходимо обеспечить совместную деятельность педагогического сообщества района по созданию условий для профессионального общения молодых специалистов с целью формирования их профессиональных качеств и опыта. Меры социальной гарантии также должны быть приоритетными в обеспечении поддержки данной категории работников.

Важнейшей задачей является координация работы по закреплению кадров в образовательных учреждениях района.

Анализ педагогических кадров по уровню образования

 

Высшее педагогическое

Среднее 

специальное

Не имеют педагогического образования

Общеобразовательные учреждения

330 (27 приобретают)

45

15

Детская юношеская спортивная школа

13

4

6

Дошкольные образовательные учреждения

42

61

6

Центр детского творчества

8

1

7

Межшкольный учебный комбинат

2

-

17

Итого по району

395

111

51

Из приведенной таблицы видно, что всего в образовательных учреждениях района имеют высшее образование   68%  педагогических работников, среднее специальное  19%. Из них не имеют педагогического образования 51 человек (9 %), 27 человек  (4%) приобретают высшее образование на данный момент.

ИМЦ отдела по образованию администрации Богучарского муниципального района обеспечивает информационную, организационную и методическую поддержку  условий повышения профессионализма педагогических работников муниципальной системы образования. Так обеспечено повышение квалификации работников системы образования по курсовой подготовке:

 

2007-2008 уч.г

2008-2009 уч.г

2009-2010 уч. г

2010-2011

уч.г.

Всего повышали квалификацию (чел.)

212

135

139

222

В сфере образования реализуется принцип непрерывного образования работников образовательных учреждений: компенсируется недостаток профессиональных знаний у молодых специалистов, углубляются и  обновляются теоретические и практические знания педагогов- стажистов в соответствии с новыми требованиями, аккумулируется  инновационный опыт педагогов- новаторов с последующим внедрением его в практическую деятельность.

Существенными особенностями  повышения квалификации являются направленность на удовлетворение социальной потребности в непрерывном развитии кадрового потенциала, взаимосвязь курсового обучения и самообразования, построение обучения на основе изучения и учет профессиональных потребностей и познавательных интересов специалистов. Работники образования выстраивают собственную образовательную траекторию, направленную на саморазвитие с помощью информационно- коммуникационных технологий.

Аттестация педагогических кадров

 

2КК

1КК

ВКК

БКК

Общеобразовательные учреждения

44

237

84

52

Детская юношеская спортивная школа

4

7

9

3

Дошкольные учреждения

19

43

17

30

Центр детского творчества

1

3

5

7

Межшкольный учебный комбинат

-

7

7

5

Всего по району

95

308

123

92

Как видно из данного анализа  выявляется проблема повышения категорий педагогических работников центра детского творчества.

Таким образом, для решения обозначенных проблем необходима координация в работе отдела по образованию администрации Богучарского муниципального района, образовательных учреждений, учреждений высшего профессионального образования по подготовке высококвалифицированных педагогических кадров на основе прогнозирования, потребностей муниципальной системы образования.

 

4.  ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Список сокращений

ИМЦ – информационно-методический центр отдела по образованию администрации Богучарского муниципального района

ОУ - образовательные учреждения

МОУДОд ДЮСШ - муниципальное образовательное  учреждение дополнительного образования детей Детская юношеская спортивная школа

МОУ ЦДТ – муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования центр детского творчества

МОУ МУК - муниципальное образовательное учреждение межшкольный учебный комбинат

РК профсоюза - районный комитет Профсоюза работников народного образования и науки РФ

1. Обеспечение координации работы по воспроизведению профессиональных кадров муниципальной системы образования

№ п/п

Мероприятия

Исполнители

Сроки исполнения

 

 

1

Создание Рабочей группы, разработка нормативных документов

ИМЦ

апрель 2012

 

2

Проведение маркетингового анализа качества процессов восполнения муниципальной системы образования педагогическими и руководящими кадрами

ИМЦ

ежегодно, сентябрь

 

3

Внесение дополнений и корректировка банка данных по:

- педагогическим и руководящим кадрам,

- резерву руководящих кадров

ИМЦ

ежегодно

 

май

 

январь

 

4

Оформление пакета нормативных документов по работе с кадрами:

 

 

 

 

-плана работы с резервом руководящих работников;

отдел по образованию

ежегодно

январь

 

 

-плана работы с молодыми специалистами;

ИМЦ

ежегодно     сентябрь

 

 

-плана повышения квалификации педагогических и руководящих работников;

ИМЦ

ежегодно

сентябрь

 

 

- положений о конкурсах профессионального мастерства

отдел по образованию

в соответствии с планом проведения

 

5

Организация работы по профориентации учащихся на педагогические профессии

ОУ

ежегодно

 

6

Организация целевого направления  в ВГПУ  выпускников ОУ района, в том числе пед. работников на заочные отделения ВГПУ)

отдел по образованию

ежегодно

 

7

Обеспечение координации работы по сопровождению выпускников, поступивших в учреждения среднего и высшего профессионального педагогического образования, на протяжении всего периода получения ими профессионального образования

ИМЦ, ОУ

ежегодно,

сентябрь

 

8

Создание институциональных программ «Педагогические кадры образовательного учреждения»

ОУ

апрель 2012

 

Ожидаемый результат:

-       увеличение притока молодых специалистов в образовательные учреждения района, в том числе - обучавшихся на условиях целевого набора;

-       оптимизация возрастного состава педагогических и руководящих кадров в муниципальной системе образования;

-       формирование резерва на должности руководителей образовательных учреждений.

2. Повышение профессионализма педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования района

№ п/п

Мероприятия

Исполнители

Сроки исполнения

 

 

1

Координация деятельности в сопровождении процесса повышения квалификации педагогических и руководящих работников

ИМЦ

ежегодно

2

Обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников

ИМЦ

ежегодно

 

3

Работа с руководителями и резервом руководящих работников:

- организация стажировки вновь назначенных руководителей;

 

по мере необходимости

 

 

- организация и оплата обучения руководителей и  резерва руководителей на семинарах

 

 

 

4

Разработка перспективных планов комплектования педагогическими кадрами образовательных учреждений.

ОУ

ежегодно

март

 

5

Организация курсов повышения квалификации педагогических работников

ИМЦ

ОУ

ежегодно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Организация и проведение  курсов повышения квалификации руководящих и педагогических работников по реализации государственного стандарта общего образования

ИМЦ

ежегодно

7

Организация и проведение тематических конференций педагогических работников

Отдел по образованию

ежегодно

Ожидаемый результат:

-       повышение уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования;

-       повышение качества предоставляемых образовательных услуг.

3. Создание условий для закрепления педагогических кадров в образовательных учреждениях посредством новых механизмов финансово- экономического стимулирования и социальной поддержки

 

№ п/п

Мероприятия

Исполнители

Сроки исполнения

 

 

 

1

Поощрение на муниципальном уровне педагогов, педагогов-юбиляров  из числа работников и ветеранов системы образования (премии, подарки, цветы, бланки грамот и благодарственных писем).

Отдел по образованию,

ОУ,

РК профсоюза

ежегодно

2

Организация и проведение профессиональных конкурсов среди педагогов (с выплатой грантов победителям):

 

 

 

«Учитель года»

 

ИМЦ

ежегодно

 

 

 

«Призвание воспитатель»

 

 

декабрь

 

 

«Лучший управляющий совет»

ИМЦ

ежегодно

 

«Мои инновации в образовании»

ИМЦ

ежегодно

февраль

3.

Конкурсный отбор педагогических работников для присуждения премии администрации Богучарского муниципального района в номинациях:  «Лучший педагог дошкольного образовательного учреждения», «Лучший педагог дополнительного образования»

ИМЦ

1 раз в пять лет

4.

Награждение педагогических работников- победителей методических конкурсов дипломами и благодарственными письмами

ИМЦ

в течение года

5.

Поощрение лучших педагогических и руководящих работников, достигших высоких образовательных результатов

отдел по образованию

ежегодно

август,

октябрь

6.

Организация и проведение торжественных заседаний, посвященных Международному  Дню учителя и Дню дошкольного работника

отдел по образованию

ежегодно

сентябрь

октябрь

7.

Предоставление социальных льгот по санаторно-курортному оздоровлению пед. работников

РК профсоюза (по согласованию)

ежегодно

 

 

 

 

 

 

Ожидаемый результат:

-   стимулирование труда работников муниципальной системы образования;

-   повышение социальной поддержки работников муниципальной системы образования;

-   сохранение высокого уровня обеспечения педагогическими и руководящими кадрами муниципальных образовательных учреждений.

4. Совершенствование профессионализма педагогических работников через развитие профессиональных сообществ

№ п/п

Мероприятия

Исполнители

Сроки исполнения

 

 

1

Организация работы профессиональных сообществ:

- районные методические объединения педагогов- предметников и руководителей;

- районные творческие группы;

- районные проблемные группы;

- ассоциация участников районного конкурса «Учитель года»

ИМЦ

ежегодно

2.

Социальные выплаты  в виде премий руководителям районных профессиональных объединений

отдел по образованию

ежегодно

3.

Работа экспертных групп

ИМЦ

в течение года

4.

Творческие встречи талантливых педагогов ОУ района с общественностью

ОУ, ИМЦ

В течение года

5.

Организация работы инновационных и экспериментальных площадок на базе образовательных учреждений района

ОУ, ИМЦ

В течение срока действия Программы

Ожидаемый результат:

-   повышение образовательного уровня педагогических и руководящих работников;

-   повышение социальной защищенности и обеспечения стимулирования труда  работников муниципальной системы образования.

 

5. Формирование позитивного образа учителя через средства массовой информации

№ п/п

Мероприятия

Исполнители

Сроки исполнения

 

 

1

Информирование педагогической общественности о реализации целевой муниципальной Программы «Педагогические кадры Богучарского муниципального района» на 2012-2016 годы

ИМЦ

в течение года

2

Внесение данных о победителях и лауреатах ежегодных  конкурсов «Учитель года» в книгу Почёта «Золотой учительский фонд Богучарского района»

ИМЦ

Ежегодно

3

Ведение рубрики в средствах массовой информации «Слово об учителе»

ОУ

ИМЦ

В течение года

Ожидаемый результат:

-   формирование позитивного образа учителя;

-   содействие закреплению педагогических кадров в образовательных учреждениях.

5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДПРОГРАММЫ

В результате реализации Подпрограммы ожидается создание кадровых условий, обеспечивающих развитие муниципальной системы образования, наличие механизмов, обеспечивающих:

-   совместную деятельность всех субъектов образовательного сообщества района по воспроизводству кадров;

-   объективную оценку труда педагогических и руководящих кадров;

-   систему социальной поддержки, стимулирования труда работников муниципальной системы образования для закрепления педагогических кадров в образовательных учреждениях района.

Реализация Подпрограммы позволит:

-       формировать позитивный образ учителя в общественном сознании;

-       повысить профессионализм педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования;

-       обеспечить наличие молодых специалистов, обучавшихся на условиях целевого набора, вернувшихся в образовательные учреждения района;

-       обеспечить оптимизацию возрастного состава педагогических и руководящих кадров в муниципальной системе образования;

-       повысить образовательный уровень педагогических и руководящих работников;

-       повысить социальную защищенность и обеспечить стимулирование труда работников муниципальной системы образования;

-       содействовать закреплению педагогических кадров в образовательных учреждениях;

-       повысить качество предоставляемых  образовательных услуг с учетом потребностей района.

Hosted by uCoz